katingdo

13.06
09:26

О сродстве Православной Церкви и философа Мартина Хайдеггера.


Очень трудно молодому философу, то есть существу в принципе едкому и придирчивому, писать о сборнике речей Патриарха Кирилла. Нижеследующий текст ни в коем случае не является критикой или, тем более, деконструкцией речей Патриарха, а попыткой адекватной ракции на это послание одного из тех, к кому оно обращено, то есть молодого православного человека. Все речи Патриарха, представленные в сборнике «Передовой отряд Церкви» отсылают (помимо, конечно, Писания и Предания) , как ни странно не к текстам Мартина Лютера Кинга или Федора Достоевского (которых сам Кирилл упоминает), а к текстам Мартина Хайдеггера (который не упомянут ни разу). Причем не только к философским содержаниям фундаментальной онтологии, но и к их политическим коннотациям. Такие отсылки представлены многими онтико-онтологическими различиями. Например, различием внутренней и внешней культуры. Страх Божий описан практически как экзистенциальный ужас, правда само слово «экзистенциал» не упоминается. Вместо этого Патриарх использует оборот «нравственная категория» в оппозиции к «эмоциональной категории». Упомянутые политические коннотации в полной мере проявляются в речи «Условие жизненного успеха». Здесь Патриарх Кирилл если и не цитирует, то во многом пересказывает ректорскую речь Хайдеггера («Самоутверждение немецкого университета»), обогатив, конечно её и новыми содержаниями. «А как много нужно самоограничения и силы (если хотите — мученичества), чтобы сохранить верность своим убеждениям, верность избранному пути, ведь, ступая на путь служения науке, человек тем самым как бы обязывает себя быть верным этому предназначению!» (с.51-52). «Только в полной самоотдаче, в самоограничении рождается красота подвига, так же, как красота подвига любого человека, который обязуется быть верным своей семье, стране, Церкви, вере» (с.52). Примечательно, что Патриарх выступил с этой речью перед студентами Московского университета в домовом храме МГУ. Использование РПЦ в качестве интеллектуального основания фрагментов фундаментальной онтологии М.Хайдеггера можно рассматривать по-разному. Не следует видеть в этом ревизию позиции Церкви на историю середины XX века (Хайдеггер, как известно, до конца жизни не выкинул партбилет НСДАП). Сам Патриарх очень ясно высказывается о взгляде Православия на нацизм и победу над гитлеровской Германией. Русской Православной Церкви, в отличие, например, от католической церкви с ее неотомизмом, очень трудно вообще найти философский фундамент, так как русская православная мысль такого фундамента, соответствующего современной философской ситуации, попросту еще не выработала (печальные последствия отплытия «философского парохода»). Видимо, ресурсы фундаменталньной онтологии подходят для этой задачи. Тем более, что сама хайдеггеровская мысль явно укоренена не только в греческой философии, но и в христианской традиисточник: http://actualcomment.ru/book/584/
О сродстве Православной Церкви и философа Мартина Хайдеггера.


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).




Папки